Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.
В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.
Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Внешние изображения | |
---|---|
Ветеран Горьковского автозавода Бусыгин |
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.
Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).
Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.
В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.
Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.
Александр Харитонович Бусыгин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).
Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.
В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.
Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Внешние изображения | |
---|---|
Ветеран Горьковского автозавода Бусыгин |
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.
Цирульников, Кузнец Бусыгин и другие: [к 80-летию Горьковского автозавода] / А. Цирульников // Нижегородский рабочий№2 февр. (№ 15). - С. 9
Кузнец Бусыгин и другие
К 80-летию Горьковского автозавода
2012-й - год 80-летия Горьковского автозавода. Среди его первостроителей и первых ударников производства был Александр Харитонович Бусыгин, отковавший свою рабочую славу в цехе тяжелых паровых молотов в середине 1930-х годов.
ДАЛИ ЖАРУ АМЕРИКАНЦАМ
Александр Харитонович смеётся:
А чего тут вспоминать? Чтобы вспоминать, надо забыть, а мне забыть не дают: скоро полвека будет, как об этом рассказываю... Я на строительство Автозавода из ветлужских лесов пришел. Молодой был, сильный и дремучий, как медведь. Строили мы завод и себя строили вместе с ним. Очень нам хотелось скорее начать делать свои отечественные автомашины. Вот и торопились: «Дадим в семнадцать месяцев республике завод!» И дали. А кому на нем работать? Кто имеет опыт делать машины? Со стройки пришли и стали учиться. Кузнецы были нужны. Пошел в кузнецы. Приходилось мне одному на трех молотах смену стоять. На одном ступицу ковал, на другом - коронку, а после трех часов работы переходил на коленчатый вал. А летом вышло так, что я на всю кузницу один остался: кто-то уволился, кто-то заболел, кто-то был в отпуске. Валы срочно понадобились. Я за смену 400 валов дал. А старший мастер Александр Матвеевич Лапин говорит: «Вот еще бы 25 валов, и как раз бы ты норму сделал, какая дана для освоения производства...» А мы с подручным на другой день отковали 600. Лапин прикинул и говорит: «Дай, Сашок, еще 25 валов, и это будет американская расчетная техническая норма. Больше они не делают...»
На третий день мы 901 вал отбили. Лапин подходит, смотрит на пресс, а там счетчик. Я ему: «Матвеич, сколько и куда еще не хватает?» А он смеется: «А ну тебя к черту, медведь!» Махнул рукой и побежал. А потом пошло - 1001 вал, 1010 и больше, больше...
В Москву меня пригласили на совещание ударников. Сталин и Сергей Орджоникидзе стали расспрашивать: что мешает еще лучше работать? Я говорю: печь нагрева не дает... Приехал домой, гляжу, а печи нет, вся разобрана: реконструкция! Через неделю печь пустили - тридцать шесть метров длиной, тридцать шесть форсунок вместо двенадцати. Вот эта печь грела так грела! У старой печи расчет был американский: станешь быстрее работать, металл идет холодный. Двадцать два удара я клал на вал. Валы-то мои легче ваших, но вам надо девять ударов положить, а мне - двадцать два. Так что тут еще посчитать нужно, кто из нас быстрее управляется. Вот когда печь переделали, тогда и я стал в девять ударов работать. Эта технология сохранилась по сегодняшний день. А как в девять ударов дело пошло, так началась у нас с кузнецом Фаустовым схватка настоящая. Оба молодые были, никто уступать не хотел. Эх, и поработал бы я с вами, ребята, - на вашей печи, на вашем молоте да на ваших валах! Чтоб разом покончить все разговоры, кому трудней да кому легче было и есть! Да всякому овощу - свое время, силы уже не те... А за рекорд ваш - спасибо!..
ПОЗДРАВЛЯЛИ НА ПАРУ С ЧКАЛОВЫМ
Однажды Александру Харитоновичу довелось встретиться с Валерием Павловичем Чкаловым.
В 30-е годы в Москве начались регулярные телевизионные программы. Конечно, технически все это было весьма примитивно, но тем не менее горьковчане могли видеть передачи из московской студии. Дома телевизоров еще ни у кого не было, а кое-где в общественных местах они работали, правда, мало чем были похожи на современные приемники изображения и звука.
Во Дворце культуры имени, что в Канавинском районе, сотни горожан по очереди подходили к видеоприбору и, заглядывая в глазок его, смотрели на экране трансляцию из столицы. А в студии, в Москве, в это время находились прославленные земляки - летчик Валерий Павлович Чкалов и кузнец автозавода Александр Харитонович Бусыгин.
У меня была возможность расспросить о той телепередаче самого Бусыгина. Он вспомнил, что она состоялась сразу после перелета Чкалова и его экипажа из Москвы на остров Удд. И три Героя Советского Союза в июльский день 1936 года были приглашены на телевидение, Бусыгин должен был поздравлять Чкалова и его товарищей Байдукова и Белякова от имени рабочего класса города Горького. Александр Харитонович, смеясь, рассказывал, как всем участникам программы в гримерной покрыли лица белой краской, а губы намазали зеленой помадой, глаза же густо подвели черным цветом.
Все мы были люди не робкого десятка, но после того как с нами проделали такую процедуру, чувствовали себя далеко не в своей тарелке, - вспоминал Бусыгин. - Притихли и оробели. А шутить стали, когда передача закончилась и надо было смывать с лица весь этот грим...
Все дело в том, что телекамеры в ту пору работали на фотоэлементах и часто «капризничали»: искажали цвет, а иной оттенок и вовсе не воспринимали. Например, были совершенно не чувствительны к красному цвету. Именно поэтому всех выступавших подвергали столь суровому гриму: надо было «убрать» с лица все красное или похожее на красное. Приходилось гримировать и одежду, и предметы, которые надо было показать, а то нередко были случаи, когда камеры «не брали» их цвет и они прямо-таки исчезали на экране. Случалось, появлялась голова человека, было видно, как он жестикулирует кистями рук, а больше ничего нет. Все остальное словно растворилось. При этом нужно иметь в виду, что весь этот грим служил для того, чтобы получить на экране черно-белую картинку, ни о каком изображении в цвете речь еще не шла...
ПЕРВАЯ ПОЛУТОРКА
Перед Главной проходной Горьковского автозавода в небольшом скверике на постаменте стоит грузовая машина. На табличке вместо номера цифры: 1932, а на пьедестале выбито название автомобиля - ГАЗ-АА.
В январе 2012 года автозаводу в Нижнем Новгороде исполнилось 80 лет. Он начал работать в первый день 1932 года. Город тогда назывался, как сейчас, Нижний Новгород, соответственно завод был Нижегородским, сокращенное название - НАЗ, а первые машины звались «НАЗами», «назиками». И только в октябре 1932 года, когда город стал Горьким, машины стали «ГАЗами», «газиками».
29 января 1932 года в 19 часов 15 минут произошло историческое событие, о котором газеты сообщали так: «Наступил торжественный момент. Включили конвейер, на нем поплыла первая рама грузовика, далее мотор и кабина... Поскольку от поставщика пока не поступило листовой стали, кабину изготовили из фанеры... Под аплодисменты и крики «ура», под звуки заводской сирены сошел первый полуторатонный грузовой автомобиль НАЗ-АА».
31 января была изготовлена 25-я такая машина. На следующий день полуторки впервые появились на улицах. Они ехали с автозавода в Нижегородский кремль, чтобы на них поглядели делегаты 3-й краевой партийной конференции. Десятки машин, сминая снежок, колонной двигались от Главной проходной через весь город. Люди на обочинах и тротуарах останавливались и махали руками, мальчишки гурьбой бежали вслед за машинами, старухи крестились... Многие видели машины впервые. В кремле делегатам партконференции сообщили о прибытии «назиков», в зале раздалась овация. Все заспешили на улицу и группами обступили каждую машину. Шоферы и конструкторы давали пояснения, отвечали на многочисленные вопросы. Интерес и радость людей были понятны: есть первые автозаводские грузовики, в которых так нуждались стройки социализма, заводы, колхозы!
В тот же день другая партия машин на платформах по железной дороге была отправлена в Москву - на XVII партийную конференцию ВКП(б), чтобы их могли осмотреть ее делегаты. Это было событие всесоюзного значения, страна приветствовала рождение первых отечественных грузовых автомобилей, предназначенных для массового производства. Пожалуй, ни одна новая автомашина потом не была встречена с таким общенародным радушием, как эти грузовики «назики»...
В июле 1932 года полуторки выдержали серьезный экзамен: в испытательном пробеге успешно преодолели расстояние в 3200 километров по маршруту Нижний Новгород - Москва - Псков - Витебск - Смоленск - Новгород - Москва - Псков - Витебск - Смоленск - Нижний Новгород и вернулись в хорошем состоянии, снискав славу доброкачественных и надежных машин.
Впереди у этих машин была большая, сложная и прекрасная жизнь, дороги новостроек и бездорожье войны, уборка урожая на колхозных и совхозных полях.
Александр ЦИРУЛЬНИКОВ, novosti @ *****
Фото Нисона КАПЕЛЮША.
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Александр Харитонович Бусыгин | |
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден |
|
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
|
Имя при рождении: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Гражданство: |
СССР 22x20px СССР |
Подданство: |
Российская империя 22x20px Российская империя |
Страна: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата смерти: | |
Отец: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Мать: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруг: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруга: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дети: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды и премии: | |
Автограф: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сайт: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Разное: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке |
Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая [10 июня ] - 19 февраля ) - кузнец Горьковского автомобильного завода , зачинатель стахановского движения в машиностроении . Герой Социалистического Труда (1975).
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б) , позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946 ; 2-й созыв, 1946-1950 ). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б) /КПСС с 1938 года .
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени , Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года .
|