Математические операции являются одними из самых базовых и универсальных функций любого языка программирования. В JavaScript числа часто используются в общих задачах, таких как определение размеров окна браузера, вычисление окончательной цены денежной транзакции или расстояния между элементами в документе сайта.
Чтобы быть хорошим разработчиком, иметь высокие навыки в математике не обязательно, однако для этого важно знать, какие типы операций доступны в JavaScript и как использовать их для выполнения практических задач.
В отличие от других языков программирования, JavaScript имеет только один числовой тип данных; он не разделяет целые числа и числа с плавающей точкой.
Это руководство расскажет об арифметических операторах, операторах присваивания и порядке операций с числовыми данными JavaScript.
Арифметические операторыАрифметические операторы – это символы, которые определяют математические операции и возвращают результат. К примеру, в 3 + 7 = 10 символ + определяет синтаксис операции сложения.
Многие операторы JavaScript знакомы вам из базовой математики, но есть также и несколько дополнительных операторов.
Все арифметические операторы JavaScript представлены в следующей таблице.
Оператор | Синтаксис | Пример | Определение |
Сложение | + | x + y | Сумма x и y |
Вычитание | — | x — y | Разница между x и y |
Умножение | * | x * y | Производное x и y |
Деление | / | x / y | Частное x и y |
Модуль | % | x % y | Остаток x / y |
Возведение в степень | ** | x ** y | x в степени y |
Инкремент | ++ | x++ | x плюс один |
Декремент | — | x— | x минус один |
Операторы сложения и вычитания доступны в JavaScript и могут использоваться для нахождения суммы и разности числовых значений. JavaScript имеет встроенный калькулятор, а математические операции могут выполняться непосредственно в консоли.
Знак плюса позволяет складывать числа, например:
Помимо операций с простыми числами JavaScript позволяет присваивать числа переменным и выполнять с ними вычисления. Для примера можно присвоить числовые значения переменным x и y, а результат поместить в z.
// Assign values to x and y
let x = 10;
let y = 20;
// Add x and y and assign the sum to z
let z = x + y;
console.log(z);
30
// Assign values to x and y
let x = 10;
let y = 20;
// Subtract x from y and assign the difference to z
let z = y - x;
console.log(z);
10
// Assign values to x and y
let x = -5.2;
let y = 2.5;
// Subtract y from x and assign the difference to z
let z = x - y;
console.log(z);
-7.7
В JavaScript есть одна интересная особенность, которую следует учитывать и знать, — это результат сложения числа и строки. Мы знаем, что 1 + 1 должно равняться 2, но это уравнение выдаст неожиданный результат.
let x = 1 + "1";
console.log(x);
typeof x;
11
"string"
Вместо сложения чисел JavaScript преобразует все выражение в строки и объединяет их. Важно быть осторожным с динамической типизацией JavaScript, поскольку она может иметь нежелательные результаты.
Сложение и вычитание в JavaScript часто используются для прокрутки панели навигации.
function scrollToId() {
const navHeight = 60;
window.scrollTo(0, window.pageYOffset - navHeight);
}
window.addEventListener("hashchange", scrollToId);
В этом случае панель будет прокручиваться на 60 пикселей от id.
Умножение и делениеОператоры умножения и деления JavaScript используются для поиска производного и частного числовых значений.
Звездочка является оператором умножения.
// Assign values to x and y
let x = 20;
let y = 5;
// Multiply x by y to get the product
let z = x * y;
console.log(z);
100
Умножение можно использовать для расчета цены товара после введения налога с продаж.
const price = 26.5; // Price of item before tax
const taxRate = 0.082; // 8.2% tax rate
// Calculate total after tax to two decimal places
let totalPrice = price + (price * taxRate);
totalPrice.toFixed(2);
console.log("Total:", totalPrice);
Total: 28.67
Слеш – оператор деления.
// Assign values to x and y
let x = 20;
let y = 5;
// Divide y into x to get the quotient
let z = x / y;
console.log(z);
4
Деление особенно полезно при расчете времени, например, при вычислении количества часов или процента правильных ответов в тесте.
Модуль числаМодуль – еще один арифметический оператор, менее популярный, чем предыдущие. Представлен символом %. Он возвращает остаток при делении первого числа на второе.
К примеру, мы знаем, что 9 делится на 3 без остатка:
Модуль числа позволяет определить четное или нечетное число, например:
// Initialize function to test if a number is even
const isEven = x => {
// If the remainder after dividing by two is 0, return true
if (x % 2 === 0) {
return true;
}
// If the number is odd, return false
return false;
}
// Test the number
isEven(12);
true
В этом примере 12 делится на 2, следовательно, это четное число.
В программировании модуль числа часто используется в сочетании с условными операторами.
Возведение в степеньВозведение в степень – один из самых новых операторов JavaScript. Синтаксис возведения в степень – две звездочки подряд (**).
К примеру, 10 в пятой степени (10^5) записывается так:
10 ** 5;
100000
Операция 10 ** 5 имеет тот же результат, что 10 * 10, повторенная 5 раз.
10 * 10 * 10 * 10 * 10;
Также эту операцию можно записать с помощью метода Math.pow().
Math.pow(10, 5);
100000
Использование оператора возведения в степень – быстрый способ определить степень заданного числа, но, как обычно, при выборе между методом и оператором важно быть последовательными и писать код в одном стиле.
Инкремент и декрементОператоры инкремента и декремента увеличивают или уменьшают числовое значение переменной на единицу. Они представлены двумя плюсами (++) или двумя минусами (—) и часто используются в циклах.
Обратите внимание: операторы инкремента и декремента могут использоваться только с переменными. Попытка использовать их с простыми числами приведет к ошибке.
7++
Uncaught ReferenceError: Invalid left-hand side expression in postfix operation
Операторы инкремента и декремента можно классифицировать как префиксные и постфиксные операции, в зависимости от того, где по отношению к переменной размещен оператор.
Префиксный инкремент записывается как ++х.
// Set a variable
let x = 7;
let prefix = ++x;
console.log(prefix);
8
Значение х увеличилось на 1. Постфиксный инкремент пишется как у++.
// Set a variable
let y = 7;
// Use the prefix increment operation
let postfix = y++;
console.log(postfix);
7
Постфиксная операция не увеличила значение. Это значение не будет увеличиваться до тех пор, пока выражение не будет оценено. Для этого нужно запустить операцию дважды:
let y = 7;
y++;
y++;
console.log(y);
8
Чаще всего эти операторы встречаются в циклах. В данном цикле for оператор запускается 10 раз, начиная с 0.
// Run a loop ten times
for (let i = 0; i < 10; i++) {
console.log(i);
}
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
В этом примере итерация цикла выполняется с помощью оператора инкремента.
Проще говоря, х++ можно воспринимать как сокращение от х = х + 1, а х-как сокращение от х = х – 1.
Операторы присваиванияОдним из наиболее часто используемых операторов является оператор присваивания, который уже встречался в этом мануале. Он представлен знаком равенства (=). Символ = используется для присвоения значения справа переменной слева.
// Assign 27 to age variable
let age = 27;
Помимо стандартного оператора присваивания JavaScript имеет составные операторы присваивания, которые комбинируют арифметический оператор с оператором =.
К примеру, оператор добавления начнет с исходного значения и добавит к нему новое значение.
// Assign 27 to age variable
let age = 27;
age += 3;
console.log(age);
30
По сути, age += 3 – то же самое, что и age = age + 3.
Все арифметические операторы можно объединять с оператором присваивания. Ниже приведена справочная таблица операторов присваивания в JavaScript.
Составные операторы присваивания часто используются в циклах, как инкременты и декременты.
Приоритет операторовОператоры выполняются в порядке приоритетности, как и в обычной математике.
К примеру, умножение имеет более высокий приоритет, чем сложение.
// First multiply 3 by 5, then add 10
10 + 3 * 5;
25
Если сначала нужно выполнить операцию сложения, возьмите ее в круглые скобки – такие операции всегда имеют наивысший приоритет.
// First add 10 and 3, then multiply by 5
(10 + 3) * 5;
65
Ниже вы найдете таблицу приоритета арифметических операторов в JavaScript. Для инкремента и декремента постфикс имеет более высокий приоритет, чем префикс.
Инкремент/декремент, умножение/деление и сложение/вычитание имеют одинаковый уровень приоритета.
Приоритет имеют не только арифметические операторы, но и операторы присваивания, логические операторы, условные операторы и т. д. Полный список можно посмотреть .
Tags: JavaScript - Урок 1. Основные понятия Язык программирования JavaScript был разработан фирмой Netscape в сотрудничестве с Sun Microsystems и анансирован в 1995 году. JavaScript предназначен для создания интерактивных html-документов. Основные области использования JavaScript:Программы (сценарии) на этом языке обрабатываются встроенным в браузер интерпретатором. К сожалению, не все сценарии выполняются корректно во всех браузерах, поэтому тестируйте свои javascript-программы в различных браузерах.
Язык JavaScript регистрозависимый, т.е. заглавные и прописные буквы алфавита считаются разными символами.
Прежде, чем приступить к написанию сценариев, необходимо ознакомиться с основными понятиями, такими как литералы, переменные и выражения.
Литералы
Литералы - это простейшие данные с которыми может работать программа.
Переменные используются для хранения данных. Переменные определяются с помощью оператора var , после которого следует имя переменной. Имя переменной должно начинаться с буквы латинского алфавита или с символа подчеркивания. Само имя может включать буквы латинского алфавита, цифры и знак подчеркивания.
Например:
var test
var _test
var _my_test1
Каждой переменной можно присвоить значение либо при ее инициализации (объявлении), либо в коде самой программы. Оператор присваивания обозначается знаком равно (= ), но знак равенства здесь не имеет своего прямого значения. В данном случае он лишь указывает на то, что данной переменной присвоили значение.
Например:
var a=15
var b=23.15
var c="выполнено"
var s=true
Каждая переменная имеет тип, определяемый значением переменной. Так в нашем примере: переменные a и b имеют тип number , переменная c имеет тип string , а переменная s - логический тип.
Выражения
Выражения строятся из литералов, переменных, знаков операций и скобок. В результате вычисления выражения получается единственное значение, которое может быть числом, строкой или логическим значением.
В выражении a*b, a и b называются операндами , а * - знак операции. В javascript определены следующие операции:
Операторы в выражении вычисляются слева направо в соответствии с приоритетами арифметических операций. Изменить порядок вычисления можно с помощью скобок.
Для каждого из арифметических операторов есть форма, в которой одновременно с заданной операцией выполняется присваивание:
В данном случае сначала вычисляется правый операнд, а затем полученное значение присваивается левому операнду.
Для того, чтобы можно было сравнивать два значения в javascript определены операции сравнения, результатом которых может быть только логическое значение: true или false:
В javascript определены логические операции:
&& - логическое И (AND),
|| - логическое ИЛИ (OR),
! - логическое НЕ (NOT).
Результаты воздействия логических операторов на различные комбинации значений операндов показаны в таблице:
true | true | true | true | false |
true | false | false | true | false |
false | true | false | true | true |
false | false | false | false | true |
Проще говоря, значение выражения A&&B истинно, если истинны оба оператора, и ложно в противном случае. Значение выражения A||B истинно, если значение хотя бы одного операнда истинно, и ложно в противном случае. Если значение операнда А истинно, то!A - ложно и наоборот.
Для строковых литералов определена операция конкатенация строк , т.е. их объединение. Обозначается эта операция знаком плюс (+). Результатом выполнения операции является также строка. Пример:
Var st1="Привет";
var st2="Вася";
var st3=st1+st2;
В результате в переменной st3 будет значение "Привет Вася".
В конце приведем таблицу приоритетов операций в порядке их убывания. Приоритет операций определяет порядок, в котором выполняются операции в выражении.
Первый урок подошел к концу, он получился теоретическим, но без теории невозможно перейти к практике.
Тип данных строка (string) используется для представления текста. Соответственно, значениями типа string является текст. Любой текст в JavaScript является строкой.
КавычкиСтроки в JavaScript должны быть заключены в кавычки. В JavaScript существует три вида кавычек: двойные (" "), одинарные (" ") и обратные (` `):
"Строка в двойных кавычках" "Строка в одинарных кавычках" `Строка в обратных кавычках`
Вид кавычек в начале и конце строки должен совпадать.
Строки могут состоять из нуля и более символов:
"" // Пустая строка "Строка" // Не пустая строка
Строки с двойными и одинарными кавычками ничем не отличаются между собой по функционалу - они могут содержать лишь текст и управляющие последовательности. А вот строки с обратными кавычками имеют более широкий функционал. Такие строки могут содержать так называемые подстановки , обозначаемые знаком доллара и фигурными скобками ${выражение} . Подстановки могут содержать любые произвольные выражения:
Let стр = "Мир!"; let стр2 = `Привет, ${стр}`; // Использование переменной в строке alert(стр2); // Привет, Мир! alert(`2 + 3 = ${2 + 3}.`); // 2 + 3 = 5.
Выражение, расположенное в подстановке (${...}) вычисляется, и его результат становится частью строки.
Строки в обратных кавычках могут занимать более одной строки, сохраняя все пробельные символы:
Let числа = `Числа: 1 2`; alert(числа); // Числа: // 1 // 2
Строки с обратными кавычками называются строками-шаблонами или шаблонными литералами .
Строки, заключённые в одни кавычки, могут содержать другие кавычки:
"одинарные "кавычки" и `обратные` внутри двойных" "а здесь "так" и `так`!" `а здесь "так" и "так"!`
Для удобства, большие строковые литералы можно разбивать на несколько строк, заканчивая каждую строку, кроме последней, символом \ :
Alert("это всё одна \ длинная \ строка"); // это всё одна длинная строка alert("это всё одна \ длинная \ строка"); // это всё одна длинная строка alert(`это всё одна \ длинная \ строка`); // это всё одна длинная строка
Кодировка символов строкиВне зависимости от того, какая кодировка установлена для страницы, в JavaScript для строк всегда используется кодировка UTF-16.
В JavaScript строка - это неизменяемая, упорядоченная последовательность 16-битных значений, каждое из которых представляет символ Unicode. Для представления символов Unicode в JavaScript используется кодировка UTF-16. Символы включают в себя буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы и пробельные символы.
Длина строкиДлина строки - это количество 16-битных значений (а не самих символов), содержащихся в ней. Длину строки содержит свойство length:
Alert("Привет".length); // 6
Символы, кодовые пункты которых не умещаются в 16 бит, обрабатываются в соответствии с правилами кодировки UTF-16 как последовательности из двух 16-битных значений. Это означает, что строка, имеющая длину, равную 2 (два 16-битных значения), на деле может представлять единственный символ:
Alert("a".length); // 1 alert("𝑒".length); // 2
Нумерация и доступ к символам строкиКак уже было сказано, строка представляет собой упорядоченную последовательность 16-битных значений, каждому из которых соответствует определённый символ. Нумерация 16-битных значений в строке начинается с нуля, т. е. первое 16-битное значение находится под индексом 0, второе - под индексом 1 и т. д. Индекс - это порядковый номер.
Получить символ строки (состоящий из одного 16-битного значения) можно с помощью индекса, заключённого в квадратные скобки [индекс] :
Let стр = "Привет"; alert(стр); // П alert(стр); // В
Чтобы с помощью индексов обратиться к символу, состоящему из двух 16-битных значений, нужно, используя конкатенацию, написать эти индексы так, чтобы в результате получилась последовательность из двух 16-битных значений:
Let стр = "𝑒"; alert(стр + стр); // "𝑒"
Строки неизменяемыеВ JavaScript строки неизменяемые. Это значит, что в уже существующей строке нельзя менять никакие символы или добавлять в неё что-то новое.
Так как строки неизменяемые, то методы, используемые для работы со строками, возвращают новые строки, а не изменяют ту строку, относительно которой они были вызваны:
Let стр = "Привет!"; alert(стр.toUpperCase()); // "HELLO" - новое возвращаемое методом значение alert(стр); // "hello" - первоначальная строка не изменена
Чтобы изменить строку, можно создать новую строку и записать её в ту же самую переменную вместо старой строки:
Let стр = "Строка"; стр = стр.toUpperCase(); alert(стр); // "СТРОКА"
Управляющие последовательностиВ строковых литералах можно использовать управляющие последовательности. Управляющая последовательность - это последовательность, состоящая из обычных символов, которая обозначает символ, не представимый внутри строки другими способами. Управляющие последовательности предназначены для форматирования вывода текстового содержимого.
В таблице ниже представлены управляющие последовательности:
\0 | Символ NUL - пустой символ ("\u0000"). |
\t | Горизонтальная табуляция ("\u0009"). |
\n | Перевод на новую строку ("\u000A"). |
\b | Возврат на одну позицию - то, что происходит при нажатии на клавишу backspace ("\u0008"). |
\r | Возврат каретки ("\u000D"). |
\f | Перевод страницы - очистка страницы ("\u000C"). |
\v | Вертикальная табуляция ("\u000B"). |
\" | Двойная кавычка ("\u0022"). |
\" | Одинарная кавычка ("\u0027"). |
\\ | Обратный слэш ("\u005C"). |
\xNN | Номер символа из набора символов ISO Latin-1, заданный двумя шестнадцатеричными цифрами (N - шестнадцатеричная цифра 0-F). Например, "\x41" (это код буквы "A"). |
\uNNNN | Номер символа из набора символов Unicode, заданный четырьмя шестнадцатеричными цифрами (N - шестнадцатеричная цифра 0-F). Например, "\u0041" (это код буквы "A"s). |
Управляющие последовательности могут находиться в любом месте строки:
Alert("Греческая буква сигма: \u03a3."); // Греческая буква сигма: Σ. alert("Многострочная\nстрока") // Многострочная // строка alert("внутри используются \"двойные\" кавычки"); // внутри используются "двойные" кавычки
Если символ \ предшествует любому символу, отличному от приведённых в таблице, то он просто игнорируется интерпретатором:
Alert("\k"); // "k"
Символы Unicode, указываемые с помощью управляющей последовательности, можно использовать не только внутри строковых литералов, но и в идентификаторах:
Let a\u03a3 = 5; alert(a\u03a3); // 5
КонкатенацияКонкатенация - это объединение двух или более строк в одну большую. Объединение происходит с помощью оператора + (плюс). При конкатенации каждая последующая строка добавляется в конец предыдущей:
Var str1 = "Hello ";
var str2 = "World!";
document.write(str1 + str2 + "
"); // "Hello World!"
document.write(str1 + "World!");
Попробовать »
Значение любого типа, которое объединяется со строкой, будет неявно (автоматически) преобразовано в строку и далее будет произведена конкатенация.
Var str1 = "Hello "; alert(str1 + 1); // "Hello 1" alert(true + str1); // "trueHello" alert(str1 + NaN); // "Hello NaN"
Операторы: - (вычитание ), + (сложение ), * (умножение ) и / (деление ) работают точно так же, как и арифметические действия в математике. Оператор % (деление с остатком ) возвращает остаток от деления первого операнда на второй. Результат деления с остатком будет иметь тот же знак, что и первый операнд:
Alert(10 + 2); // 12 alert(10 - 2); // 8 alert(10 * 2); // 20 alert(10 / 2); // 5 alert(5 % 2); // 1 alert(-5 % 2); // -1
Оператор ** (возведение в степень ) имеет два операнда. Первый операнд является основанием степени, второй операнд - показателем степени, в результате оператор возвращает основание, возведённое в указанную степень:
2 ** 4; // 16
Все математические операторы преобразуют операнды по тем же правилам, что и функция Number() .
Унарные + (плюс) и - (минус)Оператор + (унарный плюс ) преобразует значение своего операнда в число и возвращает преобразованное значение. При использовании с числовым операндом он не выполняет никаких действий:
Var x = +"5";
Оператор - (унарный минус ) преобразует значение своего операнда в число, если это необходимо, и затем делает число отрицательным:
Var x = -5 + 3;
Унарные плюс и минус преобразуют операнды по тем же правилам, что и функция Number() .
Инкремент и декрементОператор ++ (инкремент ) увеличивает значение своего операнда на единицу. Если значение операнда не является числом, оператор автоматически преобразует его в число, увеличивает на единицу и возвращает результат, который присваивается обратно операнду.
Инкремент имеет две формы - постфиксную (оператор ставится после операнда) и префиксную (оператор ставится перед операндом). Если он используется в постфиксной форме, то сначала возвращается исходное значение операнда, и только затем значение операнда увеличивается на единицу.
Доброго времени суток всем, кто читает данную статью. Сегодня я во всех подробностях расскажу про сложение в JavaScript. А если точнее, то мы разберем с вами, как производится сложение простых чисел, строковых переменных и массивов, в чем разница между унарными и бинарными операторами, какие существуют приоритеты операций, а также что под собой подразумевают инкремент и декремент.
Давайте приступим!
Разберемся с терминамиВ самом начале данной статьи я хочу, чтоб вы разобрали основные термины в языках программирования, связанные с вычислениями. Возможно, большинство из вас уже давненько оперирует ими. И это отлично.
Итак, стоит знать, что обозначают такие термины, как операнд, унарный и бинарный оператор.
Операндом называется тот элемент, к которому применяются некоторые операторы. Так, например, в записи «15 — 38» оператором выступает знак «минус», а операндами являются числа 15 и 38.
А что же такое унарный или бинарный оператор? Тут также все просто. Унарный (от слова «уно», что означает «один») применяется только к одному элементу. К примеру, -7. В этом случае «минус» — это унарный оператор. А бинарный (уже понятно, что означает «два») работает с двумя объектами. Здесь можно в качестве примера привести «12*701».
«У меня есть приоритеты! Поэтому плевал я на ваш порядок!»Уверен, что всем известно о приоритетах выполнения арифметических операций. Однако с изучением языков программирования и конкретно в этот перечень добавляются и другие их виды. Всего существует 20 уровней, начиная с 0 и заканчивая 19.
В таблице, прикрепленной ниже, я перечислил несколько операторов в порядке их важности.
Если для решения какой-то задачи вам необходимо узнать и о других операторах, то перейдите на полную таблицу, представленную по ссылке.
Инкремент и декрементНачнем разбор по приоритетам. Наиболее частыми операциями в JavaScript, как и в других языках программирования, являются названные в заголовке текущей главы. Их используют для уменьшения или увеличения значения конкретного элемента на единицу.
Существует два вида как инкремента, так и декремента: постфиксный и префиксный. При чем первый тип имеет приоритет 16, а второй – 15.
Разница их состоит в том, в какой момент идет изменение числа. Так, префиксные типы увеличивают или уменьшают значение сразу. Поэтому если в строке будет указано:
то при запуске программы отобразится 2. В то время как при использовании постфиксных операторов после запуска кода
выведется 1.
Рассмотрим пример, который достаточно часто дают в тестах или на собеседованиях. Вам нужно сказать, что отобразится на экране при первом и втором выводах.
1 2 "use strict"; 3 var i = 3; 4 i--; // короткая и удобная запись для i = i - 1. 5 alert(++i + i++); // i=? 6 alert(i);// i=? 7
А теперь давайте разберем. В четвертой строке указано уменьшение i на единицу. Изменения вступят в силу при выполнении следующей строки программы. Поэтому во время вызова alert переменная i будет равна 2.
Префиксный инкремент сразу увеличивает значение на 1, а постфиксный вступает в силу на следующей строке. В итоге получим запись «3+3», а значит и в диалоговом окне выведется 6.
На следующей строке увеличение сработало и поэтому отобразится 4.
Что-то новенькое при сложении элементовВ JS складывать можно не только числа, а еще и другие типы переменных: строки, и т.д. В качестве примера ознакомьтесь с частью программы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
function myFunction() { var a=3, b=7; var str1="Hi, ", str2="friend!"; var c = a+b; var str = str1+str2; var mix = str1+a; alert(c+"\n"+str+"\n"+mix); //выведет: 10 // Hi, friend! // Hi, 3 }
Во втором и третьем случае сложения происходит конкатенация строк, т.е. соединение их в одну. Вот тут и возникают проблемы у начинающих разработчиков.
Допустим вы вытащили определенное значение, которое является строковым var str1="10"; и при этом вам его надо суммировать с числом var a=3; . Если будет произведена операция var mix = str1+ a; , то при выводе alert (mix); на экране появится «103». Чтобы этого не было, текстовую переменную нужно конвертировать следующим образом:
var mix = parseInt (str1, 10)+a;. //ответ: 13
Перейдем к массивам. В скриптовом языке существует функция, которая объединяет несколько массивов в один. Это concat.
var numbers1 = ; var numbers2 = ; // получается массив ; var nums = numbers1.concat(numbers2); alert(nums);
Если же необходимо просуммировать все элементы массива, то здесь вас спасут только циклы.
1 2 3 4 | var res=0;
for (var i=0; i
Читайте также...Рекомендуем почитать |