Информационное обеспечение предпринимательской. Московский государственный университет печати. Общая характеристика правового режима информации

Лекция 3.

Информационное обеспечение предпринимательской деятельности

1. Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

Планирование - важнейший элемент менеджмента. Основная кон­цептуальная цель деятельности предприятия - достигать максималь­ной прибыли, производя то, на что есть спрос. Для того чтобы достичь этой цели, следует разработать стратегию развития предприятия. Разработанная стратегия должна отвечать на вопрос, как в максималь­ной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в кон­кретных условиях той внешней среды, в которой предполагает дей­ствовать это предприятие

Возможности предприятия - это его ресурсы. К основным из них относят следующие (схема 1)

Финансовые ресурсы;

Технико-технологические ресурсы;

Кадровые ресурсы;

Правовые ресурсы;

Интеллектуальные ресурсы;

Информационные ресурсы;

Ресурсы по обеспечению безопасности

Глубокое знание и объективная оценка возможностей предприятия, фирмы - важный элемент при разработке стратегии развития Ин­формацией о своих ресурсах обычно располагает сама фирма Это внутренняя информация Однако для оценки имеющихся собствен­ных ресурсов технико-технологической базы, стоимости недвижи­мости и других составляющих корпоративных ресурсов - часто при­влекаются и внешние эксперты Аудиторская проверка по существу является оценкой финансового состояния предприятия, фирмы

Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.

Основными составляющими внешней среды являются следующие (схема 1):

Общее состояние мировой экономики;

Состояние отраслевых рынков,

Состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.

Первые три составляющие необходимы при выработке стратегии, для того чтобы определить, какие элементы мирового, отечественно­го и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение

Бизнеса данной конкретной фирмы. При этом особое внимание уделя­ется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке (схема 2).

Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование либо соответствующими аналитически­ми структурами фирмы, либо специализирующимися на таких иссле­дованиях консалтинговыми агентствами. Документальным отображе­нием предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план, или технико-экономическое обо­снование. Бизнес-план выполняет ряд важнейших для фирмы, пред­приятия функций:

Является обоснованием для руководства фирмы, предприятия правильности выбранной стратегии. Принятая руководством стратегия, а следовательно и утвержденный бизнес-план, позво­ляет фирме осуществлять краткосрочное, тактическое планиро­вание, т. е. реализовывать конкретные задачи, направленные на выполнение общего замысла стратегии развития предприя­тия;

Является одним из основных документов, на основании которых банки рассматривают возможность выдачи кредита фирме;

Позволяет фирме, предприятию привлечь потенциальных парт­неров, которые могут внести свой вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия.

2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению

Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внут­ренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фир­мы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое со­держание, характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

В табл. 1 содержится информация, которую необходимо получить для разработки различных разделов бизнес-плана.


Раздел бизнес-плана

Внешняя информация

Внутренняя информация

Анализ рынка

Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, научно-технических, демографических, экологических факторах; законодательстве

Производственный план

Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях, необходимых для производства

Финансовый план и стратегия финансирования

Статистические данные.

Финансовая информация.

Прогнозы дальнейшего развития.

Ставки кредитов.

Цены на электроэнергию, воду,

Сырье, труд.

Налоговое законодательство.

Курсы валют


Исходный баланс.

Прямые и косвенные издержки на производство.

Показатели сбыта.

Показатели производственной деятельности.

Стоимость основных фондов.

Оборотные средства.

Текущая финансовая информация


План маркетинга: Изучение конкурентов

Исследование цен

Исследование товародвижения и продаж


Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доле рынка, маркетинговых средствах

Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара

Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирмах


Затраты

На разработку,

Производство


Оценка и страхование риска

Состояние банковских структур,

Их репутация.

Информация об оценке надежности

Всех, с кем предприятие

Предполагает иметь деловые

Отношения.

Курсы валют.

Политическая и экономическая

Ситуация в стране.

Криминогенная обстановка

В стране и тенденции ее изменения.

Возможные страховые компании,

Их репутация


Правовое обеспечение деятельности фирмы

Правовая система в части:

Налоговой системы;


  • законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду;

  • патентной защити;

  • правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной кампании;
- основных прав потребителей и системы их защиты.

Информация о лицензиях, необходимых для производства

3. Внешнеэкономическая деятельность и требования к информационному обеспечению

Прежде чем принять решение о стратегии выхода предприятия на международный рынок, предприниматель должен провести маркетин­говые исследования, т. е. собрать информацию:

О структуре, объеме и ожидаемой выгодности потенциальных рынков;

О характеристике мест, в которых покупатели предпочитают по­купать тот или иной товар;

О характеристике фирм-конкурентов, которые уже работают на этом рынке;

О методах ведения бизнеса, принятых в разных странах.

Исследование рынка предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Рыночное исследование может охватывать мировой товарный рынок, страновой отраслевой рынок или его определенный сегмент (сектор), внутренний (местный) рынок. Поэтому прежде всего определяется объект исследования - конкретный товар и рынок, подлежащий исследованию: внутренний или внешний (страновой, мировой).

Информация, которую необходимо проанализировать для успеш­ного ведения внешнеэкономической деятельности, представлена в табл.


Область исследования

Необходимая информация

Анализ спроса

Уровень покупательской способности населения. Требования к товару. Уровень дохода населения. Статистическая информация о потреблении товара за исследуемый период

Анализ предложения

Статистические показатели по отрасли.

Структура предприятия.

Уровень цен на товары различных моделей.

Доли рынка крупных фирм.

Их производственные возможности.

Перспективы развития предприятия.

Состояние и тенденции развития

Соответствующего мирового товарного рынка


Анализ перспектив развития рынка

Информация из прессы о перспективах развития

Оценки дальнейшей структуры потребительского

Информация о колебаниях рыночных цен.

Информация о состоянии основных

Представителей отрасли


Изучение и оценка деятельности на рынке фирм-конкрурентов

Объемы продаж выпускаемой продукции.

Доля фирм-конкурентов в общем объеме продаж.

Информация о выпускаемых товарах.

Виды и объем услуг, виды транспортировки.

Маркетинговая деятельность конкурентов.

Финансовое положение фирм.

Коммерческие условия сделок.

Научно-технический потенциал и достижения конкурентов


Изучение фирм - покупателей

Интересующего товара на рынке


Возможные покупатели.

Доля потребления конкретного товара.

Поставщики потребляемой фирмой продукции.

Производственные мощности и перспективы их

Расширения.

Размер издержек сбыта.

Примерный размер квот каждой фирмы

В реализации товаров на рынке


Изучение коммерческой практики, транспортных, правовых, торгово-политических и других условий

Типовые, биржевые и аукционные контракты. Особенности условий международных сделок. Условия проведения торгов Тарифы судоходства, фрахтовые, железнодорожные тарифы. Условия перевозок. Законодательство по внешнеэкономической деятельности Торгово-политические условия

Выбор делового партнера для предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью

Общие сведения о фирме Статистические показатели. Производственно-сбытовая деятельность. Конкурентоспособность на рынке

4. Методика решения задач кредитования в банке и требования к информационному обеспечению

Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о надежности и качестве работы банка. Мировой опыт показы­вает, что доходы банков от кредитования составляют 80 % от общих доходов. Особого внимания заслуживает процесс управления креди­тами, потому что от его качества зависит успех работы банка.

Информационно-аналитическая работа, связанная с решением во­проса о выдаче кредита, обычно организуется в два этапа:

Проверка финансового состояния заемщика;

Проверка бизнес-плана

В табл. 6 приведена информация, которая требуется банку на пер­вом этапе.

При проверке бизнес-плана заемщика кредитный отдел банка про­веряет достоверность исходной информации, на основании которой построен бизнес-план, и правильность обработки этой исходной ин­формации. Состав исходной информации для составления бизнес-плана приведен в табл. 4. Необходимо отметить, что составители бизнес-планов, используемых для получения кредита, обязаны ука­зывать источники информации, из которых получены исходные дан­ные

Информация, необходимая для проверки финансового состояния потенциального заемщика


Область исследования

Внешняя информация

Внутренняя информация

Проверка характера заемщика

Куда и за какими суммами обращался заемщик. Частота обращений за кредитом. Задержки платежей.

Текущая задолженность в банках.

Сведения, характеризующие репутацию фирмы определенным образом (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах и т. д.)


Проверка финансового состояния заемщика

Специальные рейтинги, отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска. Перечень банков, клиентом которых является данная фирма. Последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о прибылях и убытках). Участие в капиталах других компаний

Бухгалтерская отчетность

Проверка отрасли заемщика

Рост рынка, размер рынка.

Характер продукции

Технологический уровень.

Основные поставщики.

Инвестиции.

Обзор действующего законодательства. Влияние правительства на вход на рынок


Издержки производства

Оценка позиции заемщика в отрасли

Доля на рынке. Цены конкурентов. Сильные и слабые стороны производимой продукции.

Объем производства. производственные мощности.


Документальная проверка

Учредительные документы. действующие договоры и проекты. баланс, платежные документы. Лицензии на определенные виды деятельности. ТЭО (технико-экономическое обоснование), бизнес-план. Удостоверение БТИ. ГТД (грузовые таможенные декларации). Квитанция на получение акцизных марок.

Как правило, особое внимание банк уделяет состоянию того рынка, к которому относится заемщик.

Банк должен оценить для себя возможный риск от операции креди­тования, связанный с конкуренцией и состоянием рынка, и только при низком риске для себя (рынок в стадии роста; компания имеет низкие издержки и хороших поставщиков и покупателей) продолжать про­верку. Для оценки конкуренции и состояния рынка большинство бан­ков анализируют следующие критерии:

Состояние дел в отрасли;

Позиция заемщика в отрасли - основная информация для пони­мания конкурентоспособности и наличия потенциала для изме­нения стратегии.

Анализ состояния дел в отрасли особенно необходим банку в случа­ях, когда заемщик является в данной отрасли «новым лицом», т. е. выходит на новый для себя рынок или впервые вступает в самостоя­тельный бизнес.

Выводы

Приведенные примеры показывают то многообразие информации, которое требуется предприятию, фирме для выполнения своих задач. Получение требуемой информации из внешних источников на каждом предприятии (фирме) организовано по-своему. Могут быть выде­лены две основные схемы: централизованная и децентрализованная. В централизованной схеме на одно подразделение возлагается зада­ча получения информации из внешних источников в интересах всех или большинства подразделений фирмы. Это может быть структу­ра, обслуживающая электронный офис, на нее, как правило, возла­гается также и ведение баз данных внутренней информации. Такое подразделение чаще всего называют информационным или инфор­мационно-аналитическим. При децентрализованной структуре доступ к внешней информации организует в своих интересах каждое под­разделение фирмы, например маркетинговый отдел, финансовый от­дел, юридический отдел, служба безопасности предприятия, техниче­ские подразделения и ряд других. Вторая схема, особенно в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой ос­нове, представляется нерациональной. Она заменяется первой схемой, как только руководство осознает всю важность получения достовер­ной и своевременной информации для обоснования принимаемых в фирме решений.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1. Какова роль информации при выработке стратегии развития предприятия?

2. Дайте характеристику информации о внешней среде, которая не­обходима для разработки бизнес-плана.

3. В чем особенности информационно-аналитического обеспече­ния разработки бизнес-плана?

4. Какая информация нужна работнику кредитного отдела банка для проверки финансового состояния заемщика?

5. Какие потребности в информации возникают у кредитного отде­ла банка при проверке реализуемости бизнес-плана, представ­ленного заемщиком?

Тесты для студентов:

1. Являются ли ресурсы Интернета основой для принятия решений в предпринимательской деятельности:

2. Какая из схем организации получения информации из внешних источников является наиболее предпочтительной для фирмы:

Централизованная;

Децентрализованная.

3. Информация о какой составляющей внешней среды наиболее труднодоступна:

Общее состояние экономики;

4. Основная доля необходимой для фирмы информации может быть получена:

Из внешних источников;

Из внутренних источников.

5. Информация о каких составляющих внешней среды необходима фирме для обеспечения предпринимательской деятельности:

Общее состояние российской экономики;

Состояние отраслевого рынка;

Состояние рынка конкретной продукции.

6. Сбор информации о фирме кредитный инспектор осуществляет на этапах:

Проверки финансового состояния заемщика;

Проверки реализуемости бизнес-плана;

Реализации проекта.

Контрольные вопросы

Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению

3. Внешнеэкономическая деятельность и требования к информационному обеспечению

4. Методика решения задач кредитования в банке и требования к информационному обеспечению

Знать: понятие и особенности правового режима различных видов информации, используемой в предпринимательской деятельности; механизмы реализации и защиты информационных прав предпринимателей.

Уметь: правильно толковать и применять нормы законодательства, регулирующие информационные отношения в сфере бизнеса и корпоративного управления.

Владеть: навыками работы с нормативными правовыми актами и материалами судебной практики в области информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

Общая характеристика правового режима информации

Понятие информации и ее правовое регулирование.

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сложное общенаучное понятие, определяемое в законодательстве как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона об информации).

Согласно Закону об информации она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (п. 1 ст. 5). Информация - нематериальное благо, поэтому ее доступность для восприятия обеспечивается посредством внешней, объективированной формы выражения - через устную речь или путем закрепления на материальном носителе (бумаге, диске и др.). Закон (ст. 11) различает правовой режим информации и ее материальных носителей, права на которые регулируются гражданским законодательством.

Отношения по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (информационные отношения) в сфере бизнеса регулируются большим количеством нормативных правовых актов как информационного, так и предпринимательского законодательства, которые базируются на нормах Конституции РФ, устанавливающей основные принципы правового регулирования и защиты информации (ст. 23, 24, 29, 71).

Основополагающим актом в рассматриваемой области выступает Закон об информации. К источникам правового регулирования информационных отношений относятся ГК РФ (гл. 37, 38, 54, 75 и др.), Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, Закон о государственной тайне, Закон о коммерческой тайне, Закон об электронной подписи» и др., а также практически все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Информация присутствует в результатах творческой деятельности, правовой режим которых определяется законодательством об интеллектуальной собственности.

Частью национальной правовой системы являются соглашения РФ, связанные с ее участием в международных объединениях (ВТО, Таможенном союзе, ЕАЭС). Например, Договор о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) содержит Приложение № 3 «Протокол об информационнокоммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза». В целях реализации Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС и первоочередных мерах по ее реализации 1 приняты Правила электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли .

В сфере осуществления предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования основную роль играет документированная информация. Согласно Закону об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель (ст. 2).

Требования к документированию информации, т. е. к форме и реквизитам документов, устанавливаются законодательством РФ или соглашением сторон. Правила и стандарты документального оформления информации, предусмотренные законодательством, прежде всего касаются документов, которые обращаются в публичной сфере, например, при регистрации субъектов предпринимательской деятельности, в области статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Важное значение для упорядочения документооборота имеют акты государственных органов в области стандартизации. Так, в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) входит Унифицированная система организационно-распорядительной документации, которая включает в себя формы документов по созданию, реорганизации, ликвидации, оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия.

Наряду с традиционными письменными документами, выполненными на бумажном носителе, все более широкое применение находят электронные документы. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т. е. в виде пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2 Закона об информации).

В соответствии с ГК РФ документ приобретает юридическую силу после его подписания уполномоченным лицом. Подтверждение юридической силы документа, передаваемого с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, может осуществляться электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Понятие, виды и порядок использования электронных подписей определяются Законом об электронной подписи.

Возможность оформления и передачи информации в форме электронных документов предусмотрена многими нормативными правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. В частности, НК РФ (ст. 80), Законом о бухгалтерском учете (ст. 9,10), Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (гл. I) 1 и др.

Электронный документооборот все более широко применяется между предпринимателями в гражданско-правовой сфере. Обмен электронными документами в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ приравнивается к заключению договоров в простой письменной форме.

Реализация Стратегии развития информационного общества в РФ предполагает повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса на основе использования информационных технологий . Одним из направлений этого процесса выступает создание и интеграция информационных систем в различных сферах государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Закона об информации). К информационным системам можно отнести информационные фонды, банки данных, библиотеки, архивы и др. Например, Федеральный банк данных о нарушениях налогового законодательства, учрежденный постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998. № 169 , негосударственная информационно-справочная правовая система «Кон- сультантПлюс» и т. д. Информационные системы в различных отраслях государственного управления представлены в виде таких систем учета и регистрации информации как реестры, регистры, кадастры и др.

Данные о субъектах предпринимательства и их деятельности отражаются в различных информационных системах, например, Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), торговом реестре, реестре государственных контрактов, государственном кадастре недвижимости и др.

В последние годы активно формируются информационные системы по обеспечению развития бизнеса в различных отраслях российской экономики - топливно-энергетическом комплексе, промышленности, торговле, в сфере госзакупок1 и др. Так, создание информационных систем предусмотрено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно- энергетического комплекса» , ст. 20 Закона о торговле, ст. 3 Закона о контрактной системе, ст. 14 Закона о промышленной политике и др.

Субъектами информационных правоотношений являются физические и юридические лица, а также публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), от имени которых полномочия осуществляются государственными органами или органами местного самоуправления.

Перечисленные субъекты могут выступать в качестве обладателей или получателей информации, а также иных субъектов в установленных законом случаях.

Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Права и обязанности обладателя информации предусмотрены законом. В частности, он вправе определять порядок и условия доступа к информации; использовать и передавать ее другим лицам по своему усмотрению, принимать меры по защите информации (п. 3, 4 ст. 6 Закона об информации).

Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли информационной сферы, которая включает в себя многочисленные блоки разнообразной информации, сами информационные структуры, а также субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информационных ресурсов. Информационная сфера как системообразующий фактор жизни общества активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Неправомерный доступ к коммерческой, банковской тайне может нанести организации значительный материальный ущерб, а также имиджевые издержки. Для того чтобы защитить себя от утечки информации, целесообразно в рамках предприятия разрабатывать локальные акты, которые могут называться по-разному: положения о конфиденциальной информации, перечни сведений, не подлежащие разглашению, и т.д. Работники должны быть ознакомлены с такими актами под расписку.

Для правильного понимания следует уточнить, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательства, какие функции выполняет организация системы информационного обеспечения на разных уровнях предприятия.

Во-первых, объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства тесно взаимосвязаны. Во-вторых, в качестве объекта системы информационного обеспечения в целом выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами информационного обеспечения являются информационные и иные ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и др.

Можно выделить две группы осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства субъектов: внешние и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные информационно обеспечивать всех без исключения законопослушных участников предпринимательских и иных отношений ; причем их деятельность не может полностью контролироваться самими предпринимателями (во всяком случае, в современной российской действительности). Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской активности в различных ее аспектах и гарантируют стабильность информационных отношений в интересах всех граждан страны.

Внутренние субъекты это лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите информационной безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, оказывающие информационные услуги в целях защиты предпринимательской деятельности.

Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение собственной деятельности на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия информационного обеспечения предпринимательства предполагает долгосрочный подход к достижению цели. Она должна включать прежде всего систему превентивных мер по защите конфиденциальной информации, реализуемую через регулярную, непрерывную работу структурных подразделений организации по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с документацией и т.п. Может быть выработана также стратегия реактивных мер, основанная на применении ситуационного подхода и реализуемая через систему мероприятий, специфических для данной ситуации.

Тактика информационного обеспечения предпринимательства включает применение определенных процедур и выполнение конкретных действий в целях противодействия возникающим угрозам. Такими действиями в зависимости от ситуации могут быть, например, принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление устных или письменных претензий контрагснту-нарушителю; обращение в правоохранительные органы или суд.

Итак, среди основных направлений по информационному обеспечению предпринимательства можно выделить:

  • – проведение проверок в структурных подразделениях предприятия и оказание практической помощи по вопросам информационного обеспечения их деятельности;
  • – организация и осуществление защиты конфиденциальной информации;
  • – разработка и внедрение локальных актов, например положения о коммерческой тайне;
  • – автоматизация информации по вопросам безопасности;
  • – постепенный переход подразделений на безбумажный (электронный) документооборот;
  • – проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
  • – проверка работников на предмет соблюдения ими правил обеспечения информационной, экономической безопасности.

К организации информационного обеспечения предпринимательской деятельности предъявляются определенные требования, среди которых можно выделить следующие.

  • 1. Законность предполагает, что деятельность лиц, обеспечивающих информационную безопасность, должна носить законный характер, иначе весь защитный механизм может оказаться ненадежным по вине самого субъекта предпринимательской деятельности. В качестве неблагоприятных последствий возможны различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и т.д.
  • 2. Комплексность , т.е. возможное взаимодействие всех подразделений предприятия в целях обеспечения необходимого уровня защиты, создания климата сотрудничества и доверия.
  • 3. Экономическая целесообразность , означающая, что в первую очередь следует организовывать информационную безопасность тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от незаконного их использования. В этом случае должны учитываться также финансовые возможности организации.
  • 4. Непрерывность , предполагающая, что функционирование комплексной системы обеспечения информационной безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
  • 5. Оперативность обеспечивается быстродействием специальных информационных служб и эффективностью проведенных мероприятий по доведению нужной информации по технологическим цепочкам, а также своевременным информированием администрации предприятия.
  • 6. Координация и подконтрольность системы обеспечения информационной безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности . Это необходимо, во-первых, для того, чтобы локальная система безопасности не оказалась сориентирована на решение узких задач, без учета интересов партнеров и других структурных подразделений; во-вторых, для правильной оценки эффективности системы информационного обеспечения предприятия и ее возможного совершенствования.

В рамках предприятия должна быть обеспечена организация службы информационной безопасности. Среди субъектов, обеспечивающих защиту информационной безопасности предпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственной безопасности, конечно, при наличии у предпринимателей необходимых для этого финансовых средств. Можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предпринимателям при обеспечении информационной безопасности.

  • 1. Принятие решения о создании системы обеспечения информационной безопасности предприятия. Данный вопрос должен возникнуть в момент принятия решения об организации юридической фирмы в зависимости от выбираемого вида деятельности, характера предполагаемых услуг, использования частной информации, количества работников и т.д. На общем собрании учредителям заранее необходимо предусмотреть возможность создания специальной службы и распределить обязанности. После государственной регистрации организации руководителями принимается окончательное решение, определяются ответственные лица, которые будут непосредственно заниматься организацией службы информационной безопасности.
  • 2. Определение общих задач по обеспечению информационной безопасности предприятия. Сюда входят определение предполагаемых угроз, их предупреждение, установление конкретных объектов защиты (информация, компьютерные системы, ключи доступа, безопасность помещений).
  • 3. Разработка положения об обеспечении информационной безопасности предприятия, определение структуры и кадрового состава лиц, занимающихся данной работой.
  • 4. Подбор и расстановка кадров. Работниками службы информационной безопасности могут быть люди, имеющие специальные навыки и умеющие работать с информационными технологиями. Важным и ключевым условием является именно профессиональная подготовка. На практике принято отдавать предпочтение бывшим работникам правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, прокуратуры) с соответствующим опытом работы.
  • 5. Непосредственная организация и функционирование службы информационной безопасности предприятия. Работа структурного подразделения по информационной безопасности регламентируется целым рядом локальных актов, которые следует разработать в рамках предприятия. Лицам, обеспечивающим информационную безопасность, запрещается оказывать иные услуги, не связанные с работой собственного предприятия. В процессе деятельности значительную роль играет умелая расстановка кадров, распределение прав и обязанностей. Важным фактором является гибкая система стимулирования работников службы. Финансирование обычно осуществляется из прибыли. Экономия средств, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
  • 6. Контроль над деятельностью по обеспечению информационной безопасности. Для поддержания высокого уровня производственной дисциплины, а также эффективного противодействия различным взломам и информационным атакам необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов данной деятельности. Для этого осуществляются:
    • – регулярные текущие отчеты работников, занимающихся обеспечением информационной безопасности, перед руководством предприятия;
    • – внеплановые отчеты по защите от конкретных угроз и о принятых организационных и технических мерах;
    • – анализ отчетов и формирование позиции руководства относительно эффективности системы информационной безопасности предприятия. Важным элементом поддержания высокого уровня защиты является совершенствование деловых навыков работников, занятых обеспечением информационной безопасности, что достигается постоянным повышением их квалификации и переподготовкой (не реже чем каждые три года).

План главы

1. Понятие информации.

2. Гражданские правоотношения, возникающие по поводу обеспечения предпринимательской деятельности информацией.

3. Информация как объект публичных информационных правоотношений.

Понятие информации

Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации») (далее - Закон об информации).

Информация может быть устной, например, в виде секретов ремесла, семейного бизнеса, передаваемых из поколения в поколение. Но, как правило, информация закреплена на определенном материальном носителе - в документе, на диске и пр., а, например, реклама как информация размещается в кинопрокате, на радио и телевидении, на щитах (наружная реклама) и т. д. Соответственно информацию надо отличать от этих материальных носителей - вещей. Укажем некоторые такие отличия:

1) информация относится к категории нематериальных благ, а не к имуществу;

2) одной и той же информацией может обладать неопределенный круг лиц, а вещь находится во владении конкретных лиц; вещь передается путем вручения, а информация может быть моментально распространена, например, доведена до населения по радио, телевидению;

3) информация может быть скопирована неограниченное число раз. На этом свойстве информации основан промышленный шпионаж со стороны конкурентов: не трогая сам документ, они получают необходимую им информацию - секреты производства;

4) ценность документа определяет информация, составляя содержание документа. Конечно, и сами документы могут иметь историческую, культурную ценность, например, хранящиеся в архивах исторические летописи;

5) в отношении утраченного документа может быть предъявлен виндикационный иск, в отношении информации такой иск невозможен;

6) информация способна менять форму, сохраняя свое содержание.

В силу Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) граждане имеют право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Возможность свободно получать информацию предполагается, и только федеральными законами доступ к ней может быть ограничен. Свободное получение информации было бы невозможно, если бы информация была объектом собственности. Ведь по своему усмотрению собственник может ограничить доступ к любому принадлежащему ему объекту.

Ранее действовавший Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», давая определение информации как сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, рассматривал информацию исключительно как документированную и в этом качестве являющуюся объектом права собственности.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» также характеризует информацию как объект права собственности. Например, ст. 10 этого Закона называется «Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием». Определение информации как объекта собственности противоречит ГК РФ и Закону об информации, и это противоречие должно быть в процессе совершенствования законодательства устранено.

Информация до недавнего времени могла при определенных условиях выступать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Однако Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О порядке введения в действие части 4 Гражданского кодекса РФ» она была исключена из объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ.

Вместе с тем согласно Закону об информации (п. 1 ст. 5) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Исходя из соотношения ГК РФ и других законов (п. 2 ст. 3 ГК РФ), а также учитывая, что изменения в ГК РФ были внесены после принятия Закона об информации, информация не признается сейчас объектом гражданских правоотношений. Исключая информацию из числа объектов гражданских прав, законодатель создает условия для реализации конституционного права на свободный поиск и получение информации.

Если в отношении информации введен режим коммерческой тайны, она признается и защищается как результат интеллектуальной деятельности - объект исключительного права (ст. 1225, 1465 ГК РФ). При этом такая информация может фактически и не быть результатом интеллектуальной деятельности (например, сведения о постоянных клиентах, об источниках финансирования хозяйствующего субъекта).

Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная - с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.

Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:

  • 1. - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  • 2. - информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;
  • 3. - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  • 4. - информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;
  • 5. - информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;
  • 6. - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:

  • · Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);
  • · Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);
  • · Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;
  • · Сведения о собственности (размер имущества).

Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:

  • · Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
  • · Налоговые службы;
  • · Аудиторские фирмы;
  • · Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.